Команда Би киньПятница, 26.04.2024, 05:51

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Школьный музей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школьный краеведческий музей – центр патриотического воспитания.
 
                   Многоликая Югра. 
Население  бассейна реки Казым  Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области представляет собой сложный этнический конгломерат. Здесь в тесном соседстве живут русские, ханты, коми-зыряне, ненцы и отдельные представители  многих других национальностей. В результате длительного совместного проживания на одной территории, в одинаковых природно-климатических условиях и постоянного взаимодействия у местного разноэтничного населения появилось много общих черт в материальной культуре.
« От образа жизни  зависел характер поселений. У оседлых народов они были постоянными: стационарные срубные постройки. Располагалось поселение на берегу реки, в непосредственной близости от воды. Чрезвычайно разнообразны по форме и назначению каркасные сооружения, которые были распространены повсеместно. Пожалуй, наибольшую известность среди них получил чум-переносное жилище конической формы, характерное преимущественно для оленеводов. Вокруг постоянных и временных жилищ находилось множество разнообразных  по назначению хозяйственных построек. Различные вещи и продукты хранили в амбарах. Для просушки сетей ставили вешала. Для выпечки хлеба – глиняные печи. Для лошадей и крупного рогатого скота строили бревенчатые стайки с плоской крышей для хранения на ней сена. У некоторых оленеводов были специальные «оленьи дома» с дымокурами, где животные спасались в летнее время от комаров и гнуса. Для хранения вещей служили мешки из оленьих шкур. Для женского рукоделия делали специальные меховые сумки.
Традиционную одежду шили из оленьих шкур, сукна, тканей. Малица, гусь, парка-глухая, без разреза спереди, надеваемая через голову. Её носили с поясом.
 Самая распространенная обувь из кожи или камуса копытных животных. В зависимости от назначения, обувь могла иметь низкое или высокое голенище из ровдуги, оленьего меха, сукна. Распространена также летняя поршневидная обувь из ровдуги.
В пищевом рационе преобладали рыба и мясо. Рыбу ели сырой, вареной, жареной. Для длительного хранения рыбу и мясо сушили, вялили. «
«Традиции, сохраненные веками», Ханты-Мансийск, 2005г.
 Все начинается с любви.
Твердят:
Вначале было слово:
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви -
И озаренье, и работа,я
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с Любви.
                                     (Р. Рождественский)
Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже плохонькие, значит у него нет любви к своему городу, селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране. Академик Д.С.Лихачев говорил: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы». Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия- наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место- город, в котором мы родились- и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, моя Родина. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее переименован в «Краеведение».
В толковом словаре В.И.Даля читаем «Краеведение- это совокупность знаний (исторических, географических, культурно- этнографических) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности, природы, хозяйства, истории, быта людей- преимущественно местными школами»… «Краеведение- это, прежде всего, «краелюбие», -напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О.Шмидт. «Самый массовый вид науки»,- говорил о краеведении академик Д.С.Лихачев. Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.     Родина без нас обойтись может, мы же без неё ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А.Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребёнок. 
 Осуществление краеведческого принципа в учебно-воспитательном процессе возможно только при условии систематического накопления в школе местного географического материала. 
Приехав в 1976 году в Казым, я застала старожилов, главные занятия которых - охота, рыболовство, оленеводство - требовали умения, хороших знаний географических особенностей местности, биологии животных, метеорологии. Как учитель географии я с большим интересом расспрашивала старожилов, собирала материал по краю. Этот материал постепенно копился в кабинете географии в краеведческом уголке. 
"Земля Югорская" 
Собранный материал использовала на уроках географии. Затем организовала кружок «Земля Югорская». На занятиях кружка дети коренной национальности с удовольствием общаясь друг с другом, обогащали меня знаниями своих предков.
Проводились встречи со старожилами села. Антонина Игнатьевна Аликова рассказала не только историю своей семьи, но и историю Казымской культбазы, становления медицины в Казыме. Дмитрий Тимофеевич Молданов познакомил ребят с топонимикой окрестностей Казыма. Мария Григорьевна Спиридонова провела мастер-класс по выделке  камуса и шитью бурок, учила детей создавать различные орнаменты. В своих воспоминаниях она с очень большой теплотой отзывалась о жизни в интернате, учителях, воспитателях. Первые фотографии директора школы Аркадия Николаевича Лоскутова и его жены мы получили именно от Марии Григорьевны.
Большую помощь в проведении занятий оказывали выпускники нашей школы: охотовед Дмитрий Николаевич Канев, метеоролог Любовь Ильинична Рандымова. Занятия кружка проходили в заготовительном пункте совхоза, на звероферме, животноводческой ферме.
 Таким образом, к 1989 году я сумела накопить огромный теоретический и практический материал. Возникла мысль о необходимости создания краеведческого музея. Самобытная  культура ханты, ненцев, коми переживала в тот момент  трудный период. Будучи очень стойкой при взаимодействии с суровой природной средой, она оказалась беззащитной перед лицом современной индустриальной цивилизации. Над каждым из этих народов со всей очевидностью нависла угроза исчезновения как самостоятельного этноса – утраты своих языков, национальных культур, традиций, самобытности.
Сложность работы по созданию краеведческого музея в школе состояла  главным образом в том, что я затруднялась в постановке исследований для получения нужных материалов. Не все материалы можно использовать для создания музея, а только те, которые подобраны так, что вместе образуют нечто целое, объединенное идеей лучшего отражения жизни родного края и представляющее в то же время педагогическую ценность.
Главным критерием в оценке музейного материала должны быть достоверность типичных для края явлений и объектов и возможность применения их в учебно-воспитательной работе.
Музей-особая жизнь.
Школьный краеведческий музей не должен представлять собой бессистемное собрание редкостей, случайно подобранных и нарушающих внутреннюю его цельность. Как бы ни были разнообразны отдельные группы предметов, их всегда необходимо объединять определенной внутренней связью и системой отбора, от чего зависит и расположение материала по отделам и стендам музея. Музей – это живой организм. Он не должен быть храмом для поклонения раритетам. Он должен стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не просто место для экскурсий, это место для работы, для установления связи между днём сегодняшним и днями уже прошедшими. Ведь именно сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.
В школьном краеведческом музее сосредотачивается все самое характерное о природе, истории, экономике, культуре края. В этом его сходство с местным государственным краеведческим музеем, от которого в то же время школьный музей сильно и отличается.
Эти отличия: во-первых, по содержанию  материалов, так как в школьный музей собирают главным образом наиболее подробные сведения о ближайших окрестностях школы, поскольку главное в работе школьного музея – изучение прилегающей к школе, местности.
Во-вторых, экспонаты школьного музея должны помогать учителю в проведении уроков. В нем накапливается материал, подготовленный руками школьников и служащий учебно-наглядным пособием для уроков, строящихся на краеведческой основе.
Экспонаты школьного краеведческого музея должны представлять собой наглядное изображение всех компонентов природы, населения, истории, хозяйств и культуры края.
Задача краеведческого музея – дать наглядный и всесторонний показ природы и жизни родной местности.
Натуральные экспонаты, карты, иллюстрированный материал, копии разнообразных документов, книги, журналы располагаются по отделам.
Количество отделов и их содержание определяла  произвольно. По моим представлениям в музее  нужны были отделы о природе, истории, хозяйстве края, о быте населения и т.д.
Я не одна.
Я, как учитель географии, готовила материалы о природе Казыма и близлежащих деревень (Нумто, Юильск, Помут, Кислоры). Вокуева Валентина Михайловна (учитель начальных классов и родного языка) за короткий промежуток времени сумела собрать первые 53 экспоната – предметы быта, орудий труда, рыбной ловли и охоты.
Разместился музей в небольшом помещении из двух комнат. Последовательность размещения материалов в отделах  соответствовала расположению тем в учебной программе по географии и родному языку. Определился профиль музея: комплексно- краеведческий. Были оформлены экспозиции по трем направлениям. Первое направление – географическое. Здесь разместились стенды: «Экономическая карта округа», «География Казыма», «Совхоз «Казымский».
Второе - историческое: "Летопись нашей школы", "Казым в Великой Отечественной войне".
 Третье – этнографическое: «Традиционное жилище», «Хозяйство края – оленеводство, рыболовство, охотничий промысел», «Изделия из бисера», «Игрушки и музыкальные инструменты», «Изделия из бересты», «Домашняя утварь», «Тундровая посуда».
 Гости из Финляндии.
С 18 августа 1989 года школьный краеведческий музей села Казым начал свою деятельность. Первыми посетителями были гости из Финляндии. На тот момент наш музей был единственным на территории Белоярского района. За год в то время мы принимали посетителей до тысячи человек.
 С 1993 года на базе музея я начала вести факультатив «Этнография коренных народов Западной Сибири». Факультатив привлек внимание детей. Они с удовольствием выполняли все предложенные им работы. И этот интерес явно способствовал не только сохранению, но и возрождению национальных традиций в материальной и духовной культуре народа. Продолжали собирать материал о жилищах, хозяйственных постройках, средствах передвижения, орудиях охотничьего и рыболовного промыслов, одежде, обуви, годовом хозяйственном цикле, верованиях, народной медицине буквально по крупицам. Использовала самые разнообразные формы работы: беседы, сообщения, чтение произведений устного народного творчества, экскурсии на звероферму, меховую пошивочную мастерскую, заготовительный пункт, встречи с учеными-этнографами, путешественниками, писателями и поэтами Югры (Молдановой Т.А., Бардиным Г.И., Сенгеповым А.М., Вагатовой М.К., Каксиным А.Д.) , мастерицами-жителями села, участие в национальных праздниках, составление рефератов, кроссвордов, викторин.
Завершала курс зачетная работа по любой из пройденных тем. Ребята защиту проводили в музее на натуральных экспонатах. Сделали макет Казыма 1937-1945 годов по описаниям, присланным бывшим учителем школы Каскиным И.Н. Изготовили диарамы: «Тундра», «Тайга», «Водоем». Использовали натуральные растения, спилы деревьев, чучела животных, рыб, грибы из воска.
Применяя на практике.
В 1996 году стала вести факультатив «География Ханты-Мансийского округа». Изучение округа, своего района, села идет с использованием экспонатов музея. Когда говорили о значении растений в жизни людей, я провела экскурсию, рассказав об использовании березы хантами. Белый цвет березы символизирует благополучие, здоровье, изобилие. В связи с сакрализацией березы ханты на нее подвешивали подарок для небесного бога Торума. С гриба чаги соскабливали верхний черный слой, варили. Этой водой обмывали покойника. Тело молодого гриба сжигали после выноса покойника и окуривали им в доме. Материалы к этой экскурсии удалось подготовить благодаря рассказам Валентины Михайловны Вокуевой, Аксиньи Григорьевны Ерныховой, Николая Ермолаевича Канева.
Таким образом, заинтересовав детей, даю задание собрать материал о священных растениях, тотемных животных. Эти сообщения тем ценны, что услышаны из уст бабушки, дедушки, папы, мамы.
В этом же году у нас появилась музейная комната-зырянская. Комнату создавали с детьми-зырянами в лаборантской кабинета географии. Эта комната давала представление о быте как оседлых так и кочевых зырян. Коми-зыряне представляют достаточно обособленную группу населения нашего региона, сохраняют диалект родного языка, бытовой уклад и специфические формы национальной культуры, обогатив ее заимствованиями из местной материальной культуры. Старожилы-зыряне хорошо знают язык ханты, ненцев, говорят на нем.
С этого момента я  руководила  отделом летописи, географии Казыма и этнографии коми-зырян. Вокуева В.М. работала в отделе этнографии ханты. Собирала не только экспонаты для музея, а еще и фольклор: песни, танцы, игры. Это тоже представляет большой интерес, потому что у ханты даже с простой веревкой есть более двадцати игр-головоломок, разучивала с ребятами игры народов Севера. Вела фольклорную группу как детей так и взрослых.  С музыкальными номерами Валентина Михайловна  и ребята побывали на многих фестивалях в разных уголках нашей России.
Музей свою работу осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. Здесь проходят уроки краеведения,  технологии, родного языка (зырянского), культуры народов Севера. Воспитатели детского сада приводят своих воспитанников на экскурсии, обращаются за помощью.
На базе музея проводились семинары для учителей района по русскому языку и литературе, технологии, географии, истории, родных языков, библиотекарей, в течение многих лет работали кружки "Музейное дело", "Занимательная этнография", "Краеведение", "Зырянские россыпи".
Канева М.М. руководила кружком «Зырянские россыпи» и фольклорным ансамблем « Асья Кыа» ( «Утренняя заря»). За время существования ансамбля его участники побывали в поселке Игрим, Березово, Мужи. Выезжали в города Ханты – Мансийск, Томск .И сегодня члены ансамбля являются постоянными участниками концертов в поселке. Отдельные дети представляли коми культуру в Америке, Болгарии, Венгрии.    
Поисковая работа.      
   Неоднократно музейные экспонаты вывозились на выставки в города Белоярский, Ханты-Мансийск. Поисково-исследовательская деятельность школьника- основная форма краеведческой работы на базе музея.
К юбилейным датам музей организовывал поисковую работу, оформляли передвижные выставки: «Этапы большого пути», «СМИ об учителях школы», «Учителя-ветераны труда», «Учителя-выпускники нашей школы», «Кем стали наши выпускники», «Казым в В.О.Войне», «Труженики тыла», «Казымской культбазе -80», «Югра-капелька России».
Более 20 лет школьники среднего и старшего звена вставали на вахту памяти перед празднованием годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
 До моего приезда в Казым сбором материалов о войне занимались Иван Степанович Степаненко (учитель истории), Тамара Иосифовна Попова (как классный руководитель). Именно она передала мне свой блокнот с записями встречи с ветераном войны Георгием Ивановичем Хрушковым. В 1985 году ко мне обратился председатель совета ветеранов Октябрьского района С. Нартымов с просьбой: оказать помощь в сборе данных о семье Н.В.Архангельского (Героя Советского Союза). Мы сразу же включились в эту поисковую работу. Н.С.Рандымова (Себурова) оформила альбом на тему "Они учились в нашей школе", где описала жизненный путь Н.В.Архангельского, братьев Вокуевых. Была общешкольная встреча с Антонием Петровичем Поповым, который присутствовал при чтении стихов, посвященных гибели Николая Васильевича Архангельского (их полки базировались на одном аэродроме).В это же время мой 10 класс встречался на классном часе с ветераном войны разведчиком Прокопием Андреевичем Филипповым. К пятидесятилетию Великой Победы В.М.Вокуева составила и оформила список тружеников тыла.
В это же время менялся памятник павшим воинам на площади перед клубом. Мы с ребятами собрали с этого обелиска все атрибуты и поместили в уголке Славы. Игорь Владимирович Потпот нарисовал 10 портретов погибших воинов.
Легендарный колокол, призывавший людей на митинги в день начала войны и в день Победы, занял свое почетное место. С тех пор он так и хранится в школьном музее.
В 1994 году Нифан Трофимович Вокуев издает книгу "Память". И по этой книге мы создаем свою пока рукописную "Книгу памяти" (в то время не было еще ни компьютеров, ни сканеров).
Всем классам были разработаны поисковые задания. После этого и взрослые стали приносить реликвии военного времени. Е.Д.Матошина принесла последнее письмо родным и похоронное извещение В.А.Спасенникова, сообщила о нашей книге памяти его родным. В 2002 году пришло письмо из Нижнего Новгорода от родственника В.А. Спасенникова Н.Г.Крылова. Николай Георгиевич, сам ветеран войны, написал и о брате, и об отце, тоже погибшем под Ржевом. Он письма писал часто, присылал воспоминания о наших земляках. К каждому празднику присылал открытки со своими стихами. Благодаря этим письмам пополнялся архив музея. 
Ко дню Победы в 2005 году Н.Истоминым, учеником 10 класса, в электронном варианте была оформлена "Книга памяти", куда внесены имена всех погибших односельчан, исследована история одной фотографии.
К 65-летию Победы учащимися школы проведена систематизация списков погибших по темам:"Неизвестные", "Пропавшие без вести", составлена карта мест гибели воинов, созданы презентации по теме "Из семейного архива": "Великая Отечественная война в жизни моей семьи", "Никто не забыт и ничто не забыто", "Письма с фронта", "Война и женские судьбы", "Учителя Казымской школы в ВО войне".
Издательская деятельность.
 Для пропаганды краеведческой работы я  участвовала в выпуске газеты «Зырянский край», публиковала материалы по зырянской культуре в газете «Белоярские вести» под рубрикой «Корни»: «Земля нашей надежды», « У истоков», «Не входи в дом без подарка», «Одежда северных народов», «Обувь северянина», «Декоративно-прикладное искусство коми-зырян». К юбилейным датам школыи села также были  публикации: «Как это было», «Вспомним годы былые», «Слово о коллеге», «Испытано временем», «Казымской культбазе-80».Одновременно с публикациями БИЦ «Квадрат» сняты сюжеты видеофильмов для  программы «Истоки». По материалам музея  были также сюжеты в окружной телепрограмме «Соседи», «Югра в лицах» фильмы: «Казымчане», «Последний из могикан», «Северный дом». С тематическими докладами по краеведению выступала на районной педагогической панораме, семинарах РМО.
В музее собрана обширная библиотека краеведческой литературы, журналы «Югра» с 1994года, «Северные просторы».
 Создана передвижная выставка работ самобытного художника Волдина Николая Леонидовича–  ученика нашей школы, трагически погибшего в 1988 году.
 Музей свою работу организовывал  на основе самоуправления. Актив музея вел переписку с другими музеями края (Полноватский школьный музей, Саранпаульский сельский музей), обращался в архивы (Омский областной, Березовский районный), проводил активную исследовательскую работу. Работа исследовательского отдела в нашем школьном музее планировалась индивидуально. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю с подбором литературы. Если в ходе работы, достигаются такие цели, как: реализация творческих способностей ученика, создание ситуации успеха для конкретного ребенка, в процессе работы над темой школьник развивает познавательные, мыслительные умения и навыки, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.  
Юбилей школы
К 75-летнему юбилею школы активистами музея (Филипповым А., Неруш М., Рандымовой Д., Поповой Д.) собран и оформлен материал об учителях-ветеранах, учителях-выпускниках нашей школы. Ученики среднего звена (Себурова К., ЛозямоваД., Лозямова М., Аликова К) работали  над составлением каталога музейных экспонатов. Федотова Н., Попова Д. занимались  сбором информации на тему «Крестьянские жилища коми-зырян». Рандымова М. и Дурницына С. с исследовательскими работами по краеведению выступали на школьной научно-исследовательской конференции. Работы этих девочек на районной конференции «Шаг в будущее» завоевали призовые места.
В 2006 году музей стал лауреатом окружного этапа заочного конкурса этнографических музеев общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В 2010 году  работа в музее велась  по трём направлениям: «Из истории культуры народов, проживающих в сельском поселении Казым», «В краю родном, где отчий дом», «Тропинка, школьная моя». Собрали материал и оформили стенды: «Знаменитые земляки-выпускники школы», «Ими гордится школа», «Одарённые дети». Постоянно обновляются экспозиции в отделе этнографии, выставочном зале.  Учитель начальных классов Григорьева Л.И. разрисовала стены музейной комнаты. Учитель технологии Фаталиев З.Ф. с ребятами построил макет избы зырянской. Благодаря  директору школы Татьяне Павловне Чагиной в отделе этнографии появились чучела птиц и зверей. Макет чума  создавали Ерныхов А.А. и Канева Е.Е. Многие экспонаты зырянской культуры сделаны руками Н.Е.Канева. Ерныхов Денис сделал макет стойбища своего дедушки.
Наши помощники
Много материала для музея собрали и оформили в презентации Вандымова А.(9кл.), Каксина Л.(9кл.), Иночкина Т.(9кл.), Попова Л.(9кл.), Федотова О.(9кл.), Кузнецов А.(5кл.), Захаров С.(5кл.), Рандымов И.(5кл.), Коптелова А.(5кл.), Попова А.(7кл.), Попова С.(7кл.), Канева А.(7кл.), Первова В.(7кл.), Тарлин П.(5кл.), Бабикова Ю.(10кл.), Тасьманова А.(10кл.).  Работу по оформлению альбомов  осуществляли  Неруш И.(7кл.) и Филиппова Л.(6кл.). 
Семья Неруш передала в дар музею бабушкино рукоделие (шторы на окна, двери, салфетки на комод). Бабикова Ю. принесла сохранённую дедом  книгу 1941года выпуска «Возрожденный народ», из семейного архива передала копии фронтовых писем. Выпускник нашей школы Каксин А.Д. подарил музею свои книги, рукописи, журналы с публикациями.
В музее работал  видеосалон «Истоки», где ребята приходили  смотреть фильмы о крае, Казыме, Нумто.
С 2010 года, благодаря интернет технологиям,  с ребятами начали  создавать  виртуальный  музей. На сайте команды помещаем материалы по истории, культуре Казыма, пытаемся создавать виртуальные экскурсии по экспонатам музея. Основная задача данного направления- просветительская деятельность, чтоб как можно больше людей вовлечь в работу музея.
 В музей на экскурсию
К нам часто обращались студенты ВУЗов края, научные сотрудники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сыктывкара, Ханты-Мансийска и Березово. Материалы нашего музея есть и в США(музее навахов  штата Юта), Германии, Финляндии. Стало традицией, что ко дню пожилых, к другим памятным датам к нам приезжают из центра "Милосердие" ветераны труда, пенсионеры района, которые являются благородными слушателями.
В 2004 году в течение трех летних месяцев два раза в неделю на экскурсии привозили детей с детских площадок, дворовых клубов района. 
Таким образом, школьный краеведческий музей является сегодня одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории края, ее природы, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Итак, сформируем инвариантные (сущностные) характеристики школьного музея, присущие всем его формам:
1.Основной функцией школьного музея является образовательная (при сохранении и корректировке традиционных). Все направления деятельности школьного музея – формирование и организация коллекций, создание экспозиций и приемы экспонирования, проведение исследований, методы и формы работы с аудиторией рассматриваются как элементы его образовательной политики. Причем образование в рамках  ШМ общедоступно, вариативно, присвоение знаний проходит в свободной форме, самостоятельно.
2.Деятельность музея ориентированна на конкретную социальную группу. Специфика аудитории, ее интересы определяют формы и способы экспонирования, содержательную направленность всей деятельности ШМ.
3.В музее создаются условия для проявления активности детей. Принцип интерактивности (знание через руки) предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. В «деятельных» экспозициях дети получают возможность работать с предметом, проявлять себя в творчестве. Предметы, стимулирующие развитие, могут не быть музейными предметами в строгом смысле слова.
4.Диалог является основой музейно-педагогической деятельности.
5.Вопрос о структуре фондов в ШМ решается несколько иначе, чем в традиционных музеях. Экспонатом может стать любой предмет при условии его целевого присутствия на экспозиции. Основной критерий  отбора – способность экспонатов вызвать интерес, удивить, спровоцировать желание задавать вопросы и искать ответы. Кроме традиционных фондов ШМ имеет интерактивный и игровой. Интерактивный состоит из музейных материалов (подлинных объектов, механизмов).
6.Игровой фонд моделирует не сами объекты окружающего мира, а формы общественных отношений, опосредованные соответствующими предметами. В фонд входят всевозможные детские игрушки, а также предметы бытовые. Используя их, ребенок
Практически все экспонаты в музее можно трогать руками, изучать, раскладывать, примерять, поработать на экспонате. Например, изучая технологию обработки шкур, учитель технологии Канева Галина Ивановна вела девочек  в зырянскую комнату нашего музея, знакомила с орудиями труда, давала
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz